Кто-то говорит, что Мстера сухая.
Кто-то считает ее «синтетической».
Кто-то говорит, что весь 19-ый век — это то, что уже было когда-то кем-то написано. И потому вторично и неинтересно.
Кто-то считает, что поточная икона из разноруких иконных мастерских — это вообще не произведение искусства, это что-то ближе к штамповке, типографскому оттиску, к разбросанной мануфактуре.
Но я не заканчивал художественной школы, не получил развитого художественного образования, не жил в среде старообрядцев, сориентированных на другую эстетику, потому именно Мстеру воспринимаю легко и вижу в ней красоту.
Как, кстати, и большинство современников — Мстеру любят — она понятна многим, и, можно так сказать, современна.

Она очень похожа на то искусство, как церковное, так и светское, которое нас сейчас окружает. В ней нет одутловатости ликов 18-го века, нет условности ранней иконописи. Нет упрощенности, вернее, нет простоты 14, 15 — на взгляд современного человека Мстера мастеровита, не то, что какой-нибудь 16-ый век. Нет сложности Палеха и Ярославля.

Это действительно какой-то синтез, какое-то переосмысление иконописных традиций предыдущих эпох и выражение современными на тот момент изобразительными средствами.
Отсыл к старине, указ на нее. Но при этом — все так, что незнающий человек скажет — вот, хорошо написано, хороший писал иконописец. И даже не подумает, что иконописцев, как правило, было несколько — артельный способ производства, личник делает личное, травник — позем, столяр доску делает, левкасит кто-то еще — потоком.

Мстеру можно рассматривать, как картинку, как цветную иллюстрацию.
Потому она понятна.

Еще меня в иконах привлекает голубой фон. Особенно «в растяжку».
Как слон из мультфильма, при звуках флейты теряет волю, так и я при виде голубого фона в растяжку теряю трезвость восприятия.

Вот такая икона, Мстера, голубофонная.
Разделки святых верхнего ряда сделаны серебром и золотом. Этот прием тоже мне лично очень нравится, когда золото сочетается с серебром.


Андрей Болдырев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *